Подробнее

Подробнее

1

18 мая в ЮИ НИ ТГУ в рамках проекта Legal Forum Live состоялась онлайн-трансляция конференции «Лучшие международные практики высшей юридической школы».

Целью данной конференции являлось представление и обсуждение методик практико-ориентированного обучения студентов на разных уровнях системы высшего юридического образования, а главное выработка модели подготовки профессиональных юристов.

На сегодняшний день, отмечают специалисты, на рынок труда выходит все меньше профессиональных и эффективных в работе юристов. Одной из причин данной проблемы, отмечает проректор по учебной и воспитательной работе МГЮУ им. О.Е. Кутафина Лариса Анатольевна Петручак, является не организованность процесса качественной практики студентов в организациях. Как правило, руководитель не может доверить студенту дело, и ему приходиться малоэффективными занятиями отрабатывать часы. Естественно что такая практика не приносит плодов. Это объясняется еще и одновременным, большим наплывом студентов в летнее время.

Вузы выпускают студентов хорошо знающих право, но не имеющих навыков коммуникаций с клиентами, аналитической и письменной работы, организации рабочего времени. От этого в большей степени страдают руководители организаций и юридических фирм, которым приходиться самостоятельно заниматься воспитанием и обучением выпускников. О таком опыте образования поделился представитель московского филиала Санкт-Петербургского Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Сергей Иванович Ковалев. Было отмечено, что такое обучение впоследствии позволяет в порядке конкурса выбрать наилучших студентов, готовых к работе в фирме.

И действительно, такое сближение студентов непосредственно с будущими работодателями усиливает мотивацию самих учащихся к улучшению своих навыков, которые до этого и не знали, что от них конкретно требуется – подвел итог Виктор Владимирович Блажеев.

Очень интересным было выступление декана Школы транснационального права Пекинского университета (STL) МакКонахея Филипа Джона о китайско-юридической системе права. Преподаватели STL готовят студентов к динамическим условиям изменения права как в Шэньчжэнь (особая экономическая зона Китая), так и в Китае в целом. В качестве упражнения они задают студентам вопрос – «А что вы сделаете, если норма права измениться таким образом?». Студентов такой вопрос часто застает врасплох – не скрывает Филип Джон. Но, при этом приводит мнения самих студентов, которые выражают благодарность за сложные задачи.

Профессор Уральского отделения Российской школы частного права Владимир Владимирович Ярков, как приглашенный профессор Университета Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс рассказал о французской системе права и методах преподавания,

значительно отличающихся от наших российских методов. Во Франции преподаватель — старший товарищ на пути знаний, в российских вузах – контролер за знаниями.

Система высшего образования во Франции включает в себя три цикла:

1. Licence – лицензиат (бакалавр) 3 года обучения. Студенты после обучения по системе «3++» и защиты диплома, получают лицензию на занятие определённым видом деятельности, например нотариальной.

2. Maitrise — магистратура 2 года, при этом студенты получают разные дипломы. DEA — диплом углублённого изучения, обучение исследовательской работе или DESS диплом высшего специализированного образования, является профессиональным дипломом.

3. Doctorat – 3-4 года, соответствует в России аспирантуре. Система оценок дипломных работ университетским жюри также разная:

* Почетно
* Очень почетно
* Почетно с поздравлениями жюри.

Только вторая и третья оценки дают право работать по юридической специальности.

рис. 1

Профессор Кейптаунского университета Колер-Рид Дебби поделилась методами работы юридической клиники.

Декан Бруклинской школы права Аллард Николас рассказал о методах привлечения студентов. Одним из таких методов является гарантия трудоустройства выпускников. Если вы не получите работу через девять месяцев после окончания школы права, мы выпишем чек – предлагает школа. Аллард Николас также уделил внимание проблеме обеспечения равного доступа к юридическому образованию и работе в местных сообществах лиц разной национальности. Эту же проблему затронул Рикардо Эдуардо заместитель декана Папского Католического университета Чили Ирарразабала (Южная Америка), добавив важность воспитания морально-этических ценностей у студентов.

Из всего вышесказанного следует, что методы и приемы практико-ориентированного обучения студентов на разных уровнях системы высшего юридического образования нужно менять. Трудно не согласиться с мнением  заведующего кафедрой предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Евгения Парфирьевича Губина о том, что при реформировании системы подготовки юристов важно сохранить те лучшие традиции национального права и практики, которые у нас есть.