Программа повышения квалификации
«Роль государственной политики Российской Федерации в межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма» (72 часа)
Аннотация
Настоящая программа разработана кафедрами конституционного и международного права; теории и истории государства и права, административного права; уголовно-исполнительного права и криминологии Юридического института и кафедрой социальной работы Философского факультета НИ ТГУ для повышения квалификации муниципальных служащих органов местного самоуправления, имеющих высшее образование.
В условиях формирования и развития системы местного самоуправления в РФ, законодательной базы, правового обеспечения государственной политики в межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма юридический механизм приобретает «особое звучание» и актуальность для деятельности органов местного самоуправления на уровне РФ и в ее отдельных регионах, в том числе на территории Томской области.
Данная программа объединяет материал, содержание которого комплексно направлено на информирование слушателей о роли государственной политики в межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма, и ее реализации различными субъектами управления, в том числе местного уровня; изучение и анализ основных правовых инструментов — нормативных актов, их содержания, формирующих систему правовых средств, обеспечивающих противодействие экстремистской деятельности.
Анализ российского законодательства, в том числе Конституции РФ, федеральных законов, а также нормативно-правовых актов Томской области направлен на формирование у слушателей представления о системе, механизмах правового опосредования отношений формирующихся и развивающихся в сфере реализации государственной политики РФ в межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма.
В совокупности реализация отдельных модулей программы должна сформировать высокий уровень правовой культуры и правового сознания муниципальных служащих органов местного самоуправления Томской области, обеспечить информирование слушателей о новеллах законодательства о межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма.
Целью программы являетсяразвитие базовых управленческих компетенций и необходимых профессиональных навыков и дополнительных знаний, а также развитие и совершенствование профессиональной компетентности муниципального служащего в соответствии с новыми нормативными требованиями Стратегии государственной национальной политики России и правильного формирования межнациональных отношений в современных условиях на территории субъекта РФ.
Задачи программы:
— анализ этносоциологических проблем современной России;
— изучение государственной политики в регулировании межконфессиональных отношений и юридических препятствий в реализации свободы совести в России;
— рассмотрение механизма правового противодействия экстремизму и проблемы религиоведческой экспертизы;
— обзор правового механизма регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и предупреждения экстремизма (экстремисткой деятельности), системы муниципальных правовых актов;
— выявление и уяснение особенностей уголовно-правовых средств предупреждения экстремизма (экстремисткой деятельности).
Актуальностьтемы программы обусловлена перманентным развитием и адаптацией к современным условиям государственной политики в области реализации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактике экстремизма.
Особенности построения программы:
— модульная структура;
— в основу проектирования положен компетентностный подход;
— применение современных образовательных технологий, инновационных методов обучения;
— выполнение комплексных (сквозных) учебных заданий, требующих практического применения знаний и умений, полученных в ходе изучения логически связанных дисциплин (модулей);
— возможность формирования индивидуальной траектории обучения;
— использование информационных и коммуникационных технологий, в том числе современных систем технологической поддержки процесса обучения, обеспечивающих комфортные условия для обучающихся, преподавателей;
— использование активных методов обучения (деловых игр, метода проектов, кейс-стади, портфолио и пр.);
— обучение в рамках образовательной программы реализуют преподаватели-практики, имеющие ученую степень не ниже кандидата наук (юридических, исторических).
Категория обучающихся. Целевой аудиторией в рамках настоящей программы являются муниципальные служащие органов местного самоуправления.
Форма обучения – очная.
Продолжительность обучения – две недели (72 часа).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование модулей (курсов), разделов и тем | Всегочасов | Формаконтроля |
I | Модуль 1. Этносоциологические проблемы современной России | 10 | Зачёт |
1.1. | Раздел 1. Этнос как межэтническая группа. | 6 | |
1.1.1. | Тема 1. Теории этноса. | 4 | |
1.1.2. | Тема 2. Этнодемографическое и этнополитическое развитие этносов. | 2 | |
1.2. | Раздел 2. Национальная политика в России как основа регулирования межконфессиональных и межэтнических отношений. Национализм как социокультурный феномен. Социальные корни экстремизма. | 2 | |
1.3. | Раздел 3. Социологические основы межэтнических, межконфессиональных отношений. Этнические конфликты: проблемы поиска путей их урегулирования. | 2 | |
II | Модуль 2. Государственная политика в регулировании межконфессиональных отношений и юридические препятствия в реализации свободы совести в России | 20 | Зачёт |
2.1. | Раздел 1. Конституционно-правовые основы государственной политики в регулировании межконфессиональных и межэтнических отношений. | 12 | |
2.1.1. | Тема 1. Принцип светского государства и его реализация в России. | 6 | |
2.1.2. | Тема 2. Тенденции и новеллы в развитии законодательства, развивающего конституционный принцип светского государства. | 6 | |
2.2. | Раздел 2. Правовые основы деятельности и организационно-правовые формы религиозных объединений. | 2 | |
2.3. | Раздел 3. Расизм и ксенофобия в России и роль государственной политики в регулировании этно-религиозных конфликтов. | 6 | |
2.3.1. | Тема 1. Правовое положение личности в России. | 3 | |
2.3.2. | Тема 2. Место свободы совести, свободы вероисповедания и права на самоопределение национальной принадлежности в системе прав и свобод человека и гражданина в РФ и их государственная защита. | 3 | |
III | Модуль 3. Правовое противодействие экстремизму и проблемы религиоведческой экспертизы | 12 | Зачёт |
3.1. | Тема 1. Антиэкстремистское законодательство. | 3 | |
3.2. | Тема 2. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России. | 3 | |
3.3. | Тема 3. Тенденции нормотворчества и перспективы развития антиэкстремистского законодательства. | 3 | |
3.4. | Тема 4. Проблемы экспертизы в делах, касающихся противодействия экстремизму. | 3 | |
IV | Модуль 4. Административно-правовой механизм регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и предупреждения экстремизма (экстремисткой деятельности) | 14 | Зачёт |
4.1. | Раздел 1. Административно-правовые основы формирования государственной политики в межэтнических и межконфессиональных отношениях. | 4 | |
4.1.1 | Тема 1. Административно-правовой механизм формирования государственной политики в межэтнических и межконфессиональных отношениях. | 2 | |
4.1.2. | Тема 2. Формы и методы государственного управления в межэтнической и межконфессиональной сфере. | 2 | |
4.2. | Раздел 2. Система органов, обеспечивающих государственное управление в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. | 4 | |
4.2.1. | Тема 1. Роль органов общей компетенции в управлении межэтническими процессами. | 2 | |
4.2.2. | Тема 2. Специальные органы, обеспечивающих государственное управление сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. | 2 | |
4.3. | Раздел 3. Механизм административной ответственности как средство предотвращения правонарушений в межконфессиональных, межэтнических отношениях. | 2 | |
4.4 | Раздел 4. Понятие и виды административных правонарушений экстремисткой направленности. | 4 | |
4.4.1. | Тема 1. Общие положения административной ответственности. | 2 | |
4.4.2. | Тема 2. Особенности производства по ст.ст. 13.15; 20.3; 20.29 и т.д. КоАП РФ. | 2 | |
V | Модуль 5. Уголовно-правовые средства предупреждения экстремизма (экстремисткой деятельности) | 16 | Зачёт |
5.1. | Раздел 1. Международно-правовые основы противодействия экстремизму: общая характеристика. | 4 | |
5.1.1. | Тема 1. Нормативная основа международного сотрудничества в области противодействия экстремизму. | 2 | |
5.1.2. | Тема 2. Особенности международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере. | 2 | |
5.2. | Раздел 2. Мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы как признак «экстремистских преступлений» (экстремисткой направленности, экстремистского характера). | 2 | |
5.3. | Раздел 3. Понятие и виды преступлений экстремисткой направленности по УК РФ 1996 года. | 10 | |
5.3.1. | Тема 1. Уголовно-правовая характеристика отдельных видов преступлений экстремисткой направленности (преступления, предусмотренные ст. 282, 282.1, 282.2 УК РФ, пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом б» части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание. | 5 | |
5.3.2. | Тема 2. Проблемы квалификации преступлений экстремисткой направленности (отграничение от смежных составов преступлений и административных правонарушений в данной сфере). | 5 | |
Итого | 72 | ||
Форма итогового контроля | Тест |