5. Роль государственной политики Российской Федерации в межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма

Программа повышения квалификации

«Роль государственной политики Российской Федерации в межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма» (72 часа)

 

Аннотация

Настоящая программа разработана кафедрами конституционного и международного права; теории и истории государства и права, административного права; уголовно-исполнительного права и криминологии Юридического института и кафедрой социальной работы Философского факультета НИ ТГУ для повышения квалификации муниципальных служащих органов местного самоуправления, имеющих высшее образование.

В условиях формирования и развития системы местного самоуправления в РФ, законодательной базы, правового обеспечения государственной политики в межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма юридический механизм приобретает «особое звучание» и актуальность для деятельности органов местного самоуправления на уровне РФ и в ее отдельных регионах, в том числе на территории Томской области.

Данная программа объединяет материал, содержание которого комплексно направлено на информирование слушателей о роли государственной политики в межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма, и ее реализации различными субъектами управления, в том числе местного уровня; изучение и анализ основных правовых инструментов — нормативных актов, их содержания, формирующих систему правовых средств, обеспечивающих противодействие экстремистской деятельности.

Анализ российского законодательства, в том числе Конституции РФ, федеральных законов, а также нормативно-правовых актов Томской области направлен на формирование у слушателей представления о системе, механизмах правового опосредования отношений формирующихся и развивающихся в сфере реализации государственной политики РФ в межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма.

В совокупности реализация отдельных модулей программы должна сформировать высокий уровень правовой культуры и правового сознания муниципальных служащих органов местного самоуправления Томской области, обеспечить информирование слушателей о новеллах законодательства о межэтнических и межконфессиональных отношениях и профилактике экстремизма.

Целью программы являетсяразвитие базовых управленческих компетенций и необходимых профессиональных навыков и дополнительных знаний, а также развитие и совершенствование профессиональной компетентности муниципального служащего в соответствии с новыми нормативными требованиями Стратегии государственной национальной политики России и правильного формирования межнациональных отношений в современных условиях на территории субъекта РФ.

Задачи программы:

—       анализ этносоциологических проблем современной России;

—       изучение государственной политики в регулировании межконфессиональных отношений и юридических препятствий в реализации свободы совести в России;

—       рассмотрение механизма правового противодействия экстремизму и проблемы религиоведческой экспертизы;

—       обзор правового механизма регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и предупреждения экстремизма (экстремисткой деятельности), системы муниципальных правовых актов;

—       выявление и уяснение особенностей уголовно-правовых средств предупреждения экстремизма (экстремисткой деятельности).

Актуальностьтемы программы обусловлена перманентным развитием и адаптацией к современным условиям государственной политики в области реализации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактике экстремизма.

Особенности построения программы:

—       модульная структура;

—       в основу проектирования положен компетентностный подход;

—       применение современных образовательных технологий, инновационных методов обучения;

—       выполнение комплексных (сквозных) учебных заданий, требующих практического применения знаний и умений, полученных в ходе изучения логически связанных дисциплин (модулей);

—       возможность формирования индивидуальной траектории обучения;

—       использование информационных и коммуникационных технологий, в том числе современных систем технологической поддержки процесса обучения, обеспечивающих комфортные условия для обучающихся, преподавателей;

—       использование активных методов обучения (деловых игр, метода проектов, кейс-стади, портфолио и пр.);

—       обучение в рамках образовательной программы реализуют преподаватели-практики, имеющие ученую степень не ниже кандидата наук (юридических, исторических).

Категория обучающихся. Целевой аудиторией в рамках настоящей программы являются муниципальные служащие органов местного самоуправления.

Форма обучения – очная.

Продолжительность обучения – две недели (72 часа).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№п/п Наименование модулей (курсов), разделов и тем Всегочасов Формаконтроля
I Модуль 1. Этносоциологические проблемы современной России 10 Зачёт
1.1. Раздел 1. Этнос как межэтническая группа. 6
1.1.1. Тема 1. Теории этноса. 4
1.1.2. Тема 2. Этнодемографическое и этнополитическое развитие этносов. 2  
1.2. Раздел 2. Национальная политика в России как основа регулирования межконфессиональных и межэтнических отношений. Национализм как социокультурный феномен. Социальные корни экстремизма. 2  
1.3. Раздел 3. Социологические основы межэтнических, межконфессиональных отношений. Этнические конфликты: проблемы поиска путей их урегулирования. 2  
II Модуль 2. Государственная политика в регулировании межконфессиональных отношений и юридические препятствия в реализации свободы совести в России 20 Зачёт
2.1. Раздел 1. Конституционно-правовые основы государственной политики в регулировании межконфессиональных и межэтнических отношений. 12
2.1.1. Тема 1. Принцип светского государства и его реализация в России. 6
2.1.2. Тема 2. Тенденции и новеллы в развитии законодательства, развивающего конституционный принцип светского государства. 6
2.2. Раздел 2. Правовые основы деятельности и организационно-правовые формы религиозных объединений. 2
2.3. Раздел 3. Расизм и ксенофобия в России и роль государственной политики в регулировании этно-религиозных конфликтов. 6
2.3.1. Тема 1. Правовое положение личности в России. 3
2.3.2. Тема 2. Место свободы совести, свободы вероисповедания и права на самоопределение национальной принадлежности в системе прав и свобод человека и гражданина в РФ и их государственная защита. 3
III Модуль 3. Правовое противодействие экстремизму и проблемы религиоведческой экспертизы 12 Зачёт
3.1. Тема 1. Антиэкстремистское законодательство. 3
3.2. Тема 2. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России. 3  
3.3. Тема 3. Тенденции нормотворчества и перспективы развития антиэкстремистского законодательства. 3
3.4. Тема 4. Проблемы экспертизы в делах, касающихся противодействия экстремизму. 3
IV Модуль 4. Административно-правовой механизм регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и предупреждения экстремизма (экстремисткой деятельности) 14 Зачёт
4.1. Раздел 1. Административно-правовые основы формирования государственной политики в межэтнических и межконфессиональных отношениях. 4  
4.1.1 Тема 1. Административно-правовой механизм формирования государственной политики в межэтнических и межконфессиональных отношениях. 2  
4.1.2. Тема 2. Формы и методы государственного управления в межэтнической и межконфессиональной сфере. 2  
4.2. Раздел 2. Система органов, обеспечивающих государственное управление в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. 4  
4.2.1. Тема 1. Роль органов общей компетенции в управлении межэтническими процессами. 2  
4.2.2. Тема 2. Специальные органы, обеспечивающих государственное управление сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. 2  
4.3. Раздел 3. Механизм административной ответственности как средство предотвращения правонарушений в межконфессиональных, межэтнических отношениях. 2  
4.4 Раздел 4. Понятие и виды административных правонарушений экстремисткой направленности. 4  
4.4.1. Тема 1. Общие положения административной ответственности. 2  
4.4.2. Тема 2. Особенности производства по ст.ст. 13.15; 20.3; 20.29 и т.д. КоАП РФ. 2  
V Модуль 5. Уголовно-правовые средства предупреждения экстремизма (экстремисткой деятельности) 16 Зачёт
5.1. Раздел 1. Международно-правовые основы противодействия экстремизму: общая характеристика. 4  
5.1.1. Тема 1. Нормативная основа международного сотрудничества в области противодействия экстремизму. 2  
5.1.2. Тема 2. Особенности международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере. 2  
5.2. Раздел 2. Мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы как признак «экстремистских преступлений» (экстремисткой направленности, экстремистского характера). 2  
5.3. Раздел 3. Понятие и виды преступлений экстремисткой направленности по УК РФ 1996 года. 10  
5.3.1. Тема 1. Уголовно-правовая характеристика отдельных видов преступлений экстремисткой направленности (преступления, предусмотренные ст. 282, 282.1, 282.2 УК РФ, пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом б» части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание. 5  
5.3.2. Тема 2. Проблемы квалификации преступлений экстремисткой направленности (отграничение от смежных составов преступлений и административных правонарушений в данной сфере). 5  
Итого 72
Форма итогового контроля Тест